Для развития инфраструктурных проектов в России в 2016 году есть все предпосылки: и регуляторные, и финансовые. Однако, как отмечают многие эксперты, дело не только в инвестициях и готовности законодательства: сложные и капиталоемкие инфраструктурные проекты требуют иного технологического подхода. В связи с этим в России растет интерес к таким BIM-инструментам, как AutoCAD Civil 3D.
«BIM расшифровывается как BuildingInformationModeling, т.е. изначально декларируется целевая направленность этой технологии на здания и сооружения. Однако в последнее время инфраструктурные проекты начали набирать обороты, поэтому сейчас к этой аббревиатуре часто добавляется префикс infra, - рассказывает Эдуард Караджаян, ведущий специалист отдела САПР компании ПСС. – Таким образом сформировался новый термин infraBIM, применимый к инфраструктурным проектам. И основным продуктом, который лежит в основе данной технологии, является именно AutoCAD Civil 3D, качественное решение для проектирования и выпуска документации по линейным объектам различной степени сложности. И если еще несколько лет назад с BIM ассоциировалось преимущественно другое решение компании Autodesk – Revit, то на данный момент уже никакой несправедливости по отношению к AutoCAD Civil 3D или его недооценки нет».
Интерес к применению BIM в инфраструктурных проектах заметен по увеличению числа отраслевых мероприятий, в рамках которых обсуждается эта тема как на федеральном, так и на локальном уровнях.
«Рост интереса к infraBIM в целом и AutoCAD Civil 3D в частности вполне объясним. Основной целью каждой компании, работающей в дорожно-строительной отрасли, является повышение производительности и качества труда: инфраструктурные проекты очень сложны и дорогостоящи. И AutoCAD Civil 3D может помочь в достижении этой цели. Благодаря этому инструменту снижается количество ошибок и переделок, повышается качество проектных решений, - уверен Эдуард Караджаян. – К тому же руководство компаний понимает, что BIM – это не работа в отдельном программном комплексе, это, в первую очередь, методика взаимодействия программ между собой. Т.е. в придачу к AutoCAD Civil 3D компании активно используют такие специализированные продукты, как, к примеру, Infraworks, которые помогают подбирать более верные проектные решения на ранних стадиях проработки проекта, моделировать несколько возможных вариантов инфраструктурного проекта, провести их технико-экономическое обоснование, вследствие чего выбрать наиболее подходящий вариант для заказчика, исходя из значимых параметров – например, основываясь на экономии средств и влиянии на существующую инфраструктуру того места, где объект проектируется».
Квалифицированных специалистов, готовых использовать в своей работе AutoCAD Civil 3D, уже достаточно. Как отмечает Эдуард Караджаян, сейчас все больше инженеров и проектировщиков сами изучают возможности AutoCAD Civil 3D или идут на специализированные курсы, так как хотят повысить производительность своего труда и экономить рабочее время, минуя тем самым рутинные операции. Если такая тенденция сохранится, то специалистов будет более чем достаточно и это приведет к общему повышению качества и скорости выполнения проектных работ в России.
Сейчас существует целый ряд крупных инфраструктурных проектов с использованием BIM. Это и строительство Северного дублера Кутузовского проспекта в Москве, и проектирование инженерных коммуникаций на объектах оборонной промышленности. Как рассказал Эдуард Караджаян, в одном из последних проектов с помощью AutoCAD Civil 3D удалось существенно упростить задачу при трассировании наружных инженерных сетей различного назначения, учитывая пространственное положение существующих коммуникаций и искусственных сооружений на них. Также BIM активно используется в горнодобывающей промышленности: здесь особенно актуально продемонстрировать заказчику один из возможных вариантов развития проекта на стадии концепции и только затем, после получения положительного заключения всех заинтересованных лиц, начать работы по проектированию.
«Перспективы использования BIM в инфраструктурных проектах очень велики. При использовании методов классического проектирования инженеры тратят огромное количество времени на оформление документации, а не на поиск проектного решения и проработку проектного замысла. Если же оформление автоматизировано, то инженеру не приходится заниматься рутиной, он может быть более плотно вовлечен в процесс проектирования, - резюмирует Эдуард Караджаян. – Именно поэтому я уверен, что вслед за принятием плана поэтапного внедрения технологии BIM в области промышленного и гражданского строительства, Минстрой обратит внимание и на инфраструктурные проекты».